Летопись страйкбола

Страйкбол, или как его называют в остальном мире, Airsoft, зародился в Японии, где после 2-й Мировой войны, под управлением американской оккупационной администрации, законодательство запрещало Японии не только вообще обладать вооруженными силами, но и гражданским лицам и даже полицейским чинам запрещалось владение любым огнестрельным оружием.

При этом, спрос на оружие и на стрельбу среди коллекционеров и любителей оружия оставался высоким, так же как и был существенный вынужденный спрос на тренировочные стрельбы в среде полицейских сил, которым необходимо было тренировать слаживание и навыки стрельбы для борьбы с послевоенной преступностью.

В середине 1970-х годов начинают появляться копии оружия, стрелявшие 6-мм шариками с помощью сжатого воздуха, что не нарушало японских законов. Такое «оружие» получило название Airsoft Gun («мягкая пневматика»). Появились игроки, объединявшиеся в команды и имитирующие боевые действия с помощью такого «оружия». В результате, эта новая дисциплина получила название Airsoft.

Начиная с 1986 года, японская фирма Tokyo Marui приступает к разработке и производству различных моделей airsoft-оружия. В 1991 году появляется модель, стреляющая с помощью пневматического устройства с электрическим приводом – гирбокса (Gearbox). Именно электрические модели airsoft-оружия дают толчок развитию airsoft’а во всем мире и становятся наиболее распространенными и популярными среди игроков.

В 1993 году Tokyo Marui изобретает и патентует устройство Хоп-ап (Hop-up), основанного на физическом эффекте Магнуса и позволяющего продлить полет шара без увеличения его начальной скорости. Это приспособление, ставшее частью всех моделей airsoft-оружия, в момент выстрела закручивает шар вдоль поперечной оси, что придает ему в полете определенную подъемную силу.

С этого момента конструкция Airsoft-оружия приобретает законченный вид, существующий до настоящего времени.

В Россию Airsoft проникает усилиями активистов движения исторической реконструкции, которые увлеклись тематикой вмешательства США во Вьетнам в 1965-1973 годах, вдохновленными попавшими незадолго до этого на кино и видеорынок России культовыми фильмами «Взвод» (режиссер Оливер Стоун) и «Апокалипсис сегодня» (режиссер Фрэнсис Форд Коппола).

Днем рождения российского страйкбола можно считать 14 июля 1996 года, когда военно-исторический клуб «Московский драгунский полк» провел в Можайском районе первую игру и одновременно появилась первая страйкбольная команда «Солдаты вне времени».

Игра получилась настолько интересной и увлекательной, а участники обнаружили впечатливший их творческий и спортивный потенциалы, что к играм стали присоединяться участники других военно-исторических клубов из Москвы и Подмосковья.

Осенью этого же года, на одной из очередных игр, капитан команды «Солдаты вне времени» Григорий Чуков придумал слово «страйкбол», т.к. слово «эйрсофт» некомфортно для произношения русскоязычными и это название прижилось в странах СНГ и в русскоязычных диаспорах. Слово сложилось из двух английских слов «страйк» (strike), что в переводе означает «удар» и английского слова «бол» (ball), что в переводе означает «шар».

Особенности терминологии страйкбола в России заключаются еще и в том, что, в целях не смешивания с огнестрельным, страйкбольное оружие не принято называть термином «оружие» и его называют термином «привод».

Летом 1997 года состоялась первая межкомандная суточная игра между «Солдатами Вне Времени» и сборной командой из реконструкторов на конфликт США во Вьетнаме их друзьями. Впоследствии из этой сборной вырастут и первые команды: 1 Кавлерия, Лесные Котики и т.д.

В 1998 году появляется первый русскоязычный ресурс про страйкбол – сайт AirSoftGun.ru, который создает Константин «Рыбак» Петрушко и первые правила, автором которых становится Денис «Слепой» Аниканов – командир 1 Кавалерии. Эти правила, впоследствии, лягут в основу всех различных страйкбольных направлений в России, на постсоветском пространстве и в некоторых зарубежных странах.

Создание сайта дало сильный импульс к развитию Страйкбола и организации игр. С приходом соцсетей, сайты и AirSoftGun.ru в том числе, почувствовали достаточно сильный отток посетителей, однако он и сейчас остается большой библиотекой накопленного материла и местом для общения игроков в страйкбол.

С 1998 года страйкбольные игры начинают принимать организованный порядок, к играм заранее пишутся сценарии, которые обсуждаются на сайте. На игры начинают приезжать игроки из других городов и стран, перенимая опыт и создавая команды и клубы уже у себя. Организацию игр в Москве, берет на себя «творческий» коллектив в составе: Григорий «Шерхан» Чуков, Денис «Слепой» Аниканов, Роман Смирнов, Алексей «Панкрат» Пакратов, Константин «Рыбак» Петрушко.

Московская страйкбольное сообщество активно развивается: первая межкомандная игра в 1997 – 12 человек, май 1999 – 40 человек, май 2001 – 120 человек, май 2002 – 300 человек, май 2004 – 1200 человек. Набрав критическую массу, Московское страйкбольное сообщество распалось на несколько сообществ, но и далее, каждая из тусовок продолжала расти и продолжали и будут продолжать появляться все новые и новые сообщества. Этот процесс коснулся не только Москвы, в каждом из активно развивающихся регионов, происходит «деление страйкбола» при достижении той или иной критической массы игроков.

С 1996 года и по настоящее время страйкбол в России пережил взрывной рост, став одним из лидеров мирового движения, по оценке Федерации страйкбола России, общее количество занимающихся страйкболом в стране примерно 100 тысяч человек.

Это подтверждается и количеством подписчиков в наиболее популярной страйкбольной группе «Единая Страйкбольная Группа» в социальной сети «вКонтакте» — свыше ста тринадцати тысяч человек на момент написания статьи.

В России проводятся самые крупные игры в мире, где число участников игры «Сутки на броне» единовременно достигает четырех тысяч человек, а общероссийский организатор «Оргкомитет федеральных военно-тактических игр «ЗАРЯ» в течении последних лет официально указывает в отчетах число зарегистрированных участников свыше 80000 в год, а количество проведенных игр и чемпионатов в 2017 году в стране достигло свыше 800 мероприятий.

На мероприятиях всех видов широко применяются информационно-коммуникационные технологии, в подавляющем числе отечественной разработки. Это аппаратно-программные комплексы отслеживания перемещения игроков на полигоне с применением радиоканалов, ГЛОНАСС и GPS с разделенным доступом, электронные маяки, комплексы координации, всего более 20 видов, в стадии разработки десятки новаций. Научно-техническое творчество в страйкболе очень активно и привлекает инженеров разных возрастов.

В виду того, что страйкбол изначально имеет в своей основе большой соревновательный потенциал, идеи развивать именно спортивный страйкбол появились почти сразу. С 2011 года и по настоящий момент, на развитии спортивного страйкбола сосредоточили свои усилия Бек и Киргиз.

Современный спорт, как важная часть жизнедеятельности человечества постоянно развивается и меняется – какие-то виды спорта уходят в прошлое, в тоже время, появляются новые виды и на это влияют множество факторов.Факторов этих немало, среди них зрелищность, доступность, престижность, практичность навыков и так далее.